Достопримечательности

1) Эйфелева Башня (Париж)
Башню построили как временный объект, а она стала символом Франции, и каждый год на нее взбираются 6 миллионов туристов! Ее ненавидела большая часть культурной элиты столицы, мечтая взорвать «чудовищный скелет». Но Эйфелеву башню не тронуло ни время, ни Гитлер — он даже не смог взобраться наверх, поскольку кто-то предусмотрительно повредил привод лифта.

Сегодня башня используется как теле- и радиовышка. Наверху есть площадка, на которой самозабвенно целуются парочки и откуда до 2009 года бросались желающие покончить с собой (зафиксировано около 400 попыток). Теперь публике доступны только поцелуи: по периметру площадки выставили защитные барьеры.

Без очереди!
Чтобы не стоять в очереди, купите билет заранее через Интернет, выбрав дату и удобное вам время посещения. Очереди на лифт можно избежать поднявшись пешком — 1792 ступени. Но и пешком подъем платный — порядка 5 евро.

2) Собор Парижской Богоматери (Париж)
Религия спасает по-разному. Некоторые, например, верят, что подержавшись с минуту за кольцо на одной из трех дверей собора, можно уберечь себя от невыплаченных кредитов и любовных фиаско. Но ценность собора Нотр-Дам, разумеется, не в этом. Зайдите внутрь — там потрясающей красоты витражи, старинный орган и шорох шагов сотен посетителей. Окна-розы восхищают своими красками. На них без труда можно отыскать знаки зодиака, аллегории времен года, изображение Богоматери.
А еще в Нотр-Дам показывают кино — под музыку и с 3D-спецэффектами. На гигантском белом полотне, растянутом между колоннами, транслируют историю собора и хранящиеся в нем шедевры. Сеансы идут с июля по октябрь в 9 вечера.
За плату можно подняться по узкой лестнице наверх и выйти на галерею Химер. С нее открывается чудесный вид на Сену. Здесь же можно разглядеть морды гаргулий — фантастических чудовищ, которые торчат на концах балок и химер.
На площади перед собором в тротуар вделана бронзовая звезда — это нулевой километр, от которого берут начало все дороги Франции.
Кстати!
Собор строили с 1163 года по 1345 годы и он считается одним из самых красивых долгостроев планеты.

3) Елисейские поля (Париж)
У Елисейских полей, протянувшихся от Сада Тюильри до Триумфальной арки, двойное назначение. Они не только центральная магистраль Парижа, но и его главная витрина. На этих 2000 метрах представлено все, чем гордится Франция: роскошные отели, монументы наполеоновским победам, Елисейский дворец и знаменитые на весь мир магазины вроде самого большого в мире бутика Louis Vuitton или сверкающего золотом мега-стора парфюмерной марки Guerlain.

 4) Лувр (Париж)
Грандиозное здание Лувра притягивает и пугает одновременно. Притягивает обилием шедевров, которые хранятся в его залах, а пугает гигантскими размерами, многочисленными зданиями, в которых непонятно как ориентироваться. При этом от внимания туристов ускользает удивительно богатая история этого крупнейшего музея мира.

Военную крепость построили в этом месте в 1202 году. Она должна была защищать Париж в том случае, если враг поднимется вверх по Сене. Название ее происходит, вероятнее всего, от слова louver, то есть, «укрепленное жилище». Увидеть остатки той крепости сегодня не составляет труда. При раскопках были обнаружены основания стен первоначального Лувра. Их решено было сохранить под крышей музея. Любой посетитель может сегодня прогуляться вдоль них по деревянному настилу.

Спустя полтора века в Лувр с острова Сите решает переехать король Карл V. И крепость тогда слегка облагородили. Но в настоящий дворец Лувр стал превращаться в начале XVI века, с переездом в него Франциска I. Постепенно, десятилетие за десятилетием появлялось одно его крыло за другим.

Музеем дворец стал в 1793 году. Основу его коллекций составили приобретенные в разное время разными королями сокровища. Среди самых ценных экспонатов – «Мона Лиза» Леонардо да Винчи, скульптуры Венеры Милосской и Ники Самофракийской. План музея, который вручается посетителям при покупке билета, напоминает географическую карту, на которой разными цветами отмечены истинные сокровища.

Не меньше, чем на коллекции Лувра, все стремятся взглянуть на знакомую по «Коду да Винчи» пирамиду. Гигантское творение Йо Минг Пея с 1989 года не перестает раздражать половину парижан, тогда как другая уже привыкла. Ее появление во дворе Лувра было связано с тем, что в 1981 году встала задача увеличить пропускную способность музея и организовать пространство в подземном помещении так, чтобы всем было комфортно и светло. Идея американского архитектора китайского происхождения решила эти вопросы. А также придала всему архитектурному ансамблю Лувра некоторую интригу и легкость.

5) Триумфальная арка (Париж)
Не самое отрадное зрелище для русского глаза, несмотря на все ее величие и совершенство форм. Кому же приятно видеть название своей столицы среди величайших побед другой страны? А на здешнем граните кроме «Moscowa» выгравировано еще полдюжины русских названий: Krasnoe, Polotsk, Smolensko и др.

Тем не менее, Триумфальная арка — центральный элемент оси, соединяющей Лувр, площадь Согласия и Большую арку в современном районе Дефанс. Увидеть это можно, забравшись на смотровую площадку по 280 ступеням. С 50-метровой высоты открывается роскошная панорама площади Звезды (Place de l’Étoile) в центре которой и находится арка. Отсюда, словно лучи, расходятся восемь проспектов.

Наполеон пожелал выстроить в Париже это величественное сооружение, чтобы запечатлеть свои победы 1805-06 годов. Проект архитектора Жана-Франсуа Шальгрена предусматривал композицию в виде прямоугольного массива, прорезанного высоким проемом.

Первый камень в фундамент заложил сам заказчик–император в день своего рождения – 15 августа 1806 года. Для завершения работ понадобилось 30 лет. Ни автор арки, ни Наполеон не увидели шедевра в законченном виде, хотя император и ухитрился проехать в 1810 году под будущим символом Парижа вместе со своей новой женой Марией-Луизой. Чтобы исполнить желание Наполеона понадобилась куча денег и работа команды мастеров, которые возвели деревянный каркас на каменном фундаменте, покрыли его тканью, расписали, а после торжества разобрали. После смерти Наполеон снова «проехал» под аркой, но уже завершенной: гроб с его телом с острова Святой Елены 15 декабря 1840 года при большом стечении народа пронесли здесь по дороге к месту вечного упокоения в Соборе Инвалидов.

Арка высотой 49,546 метров является самой большой триумфальной аркой в мире.

Могила Неизвестного солдата в главном пролете арки появилась в 1921 году. Похороненный здесь боец, погибший в Первую мировую войну был случайным образом выбран в Вердене из тысяч других тел.

6) Монмартр (Париж)
Название одного из самых поэтичных мест Парижа переводится не очень весело — «холм мучеников». Холм Монмартр — высочайшая точка города, откуда открывается прекрасный вид. Поэтому художникам здесь очень нравилось, и они селились в этом районе целыми колониями. Здесь творили Тулуз-Лотрек, Ренуар, Дега, Матисс, Пикассо, Модильяни. Сегодня на Монмартре на каждого туриста — по художнику, который за 15-20 евро нарисует ваш портрет, который вы предпочтете никому не показывать.

На знаменитом кладбище Монмартра можно поговорить с духами Стендаля, Готье, Дюма, Гейне, Нижинского. Удивительной красоты склепы и могильные скульптуры вовсе не вселяют ужаса — туристов тут толпы, проводятся тематические экскурсии, типа «Великие куртизанки Парижа».

Интересный факт!
Большая часть туристов знает Монмартр по фильму «Амели». Зайдите в кафе «Две мельницы», где работала главная героиня — правда, вряд ли там будут свободные места. «Les Deux Moulins», открыто с 7 утра до 2 ночи. Адрес: 15 Rue Lepic, метро: Blanche, тел.: 01-42-54-90-50

 7) Базилика Сакре-Кёр (Париж)
Католический памятник бесславно проигранной франко-прусской войне 1870 года был построен на вершине Монмартрского холма на народные деньги. Впрочем, одни вносили пожертвования, а другие сильно возражали, считая идею ханжеской. И до сих пор парижане недолюбливают церковь Святого Сердца Христова (так переводится Сакре-Кёр), воспринимая ее скорее как туристский аттракцион.

Мсье Абади, архитектор храма, вдохновлялся непривычными для католической церкви куполами собора Сен-Фрон в Перигьё на юге Франции. Для строительства выбрали известняк особого рода, который светлеет от атмосферных осадков. Поэтому церковь на Монмартре не теряет с годами своей сверкающей белизны. На колокольне висит «Савояр», самый большой колокол Франции, который весит 19 тонн (а один только его язык — около 850 кг).

8) Мост Александра III (Париж)
Самый нарядный мост Парижа построен в самом узком месте Сены. Его отличает необычное сочетание внушительности и изящества. По углам взметаются вверх четыре столба-пилона с позолоченными Пегасами наверху и статуи Науки, Искусства, Торговли и Промышленности у подножия. Вдоль парапетов тянутся вереницы элегантных фонарей, похожих на канделябры.
Открытие моста было посвящено военно-политическому Франко-русскому союзу, который две страны заключили в конце XIX века. Поэтому мост носит имя русского императора. Посередине над водой укреплены аллегорические фигуры нимф. Со стороны моста, выходящей к Эйфелевой башне, Сена держит герб Парижа, а со стороны, обращенной к острову Сите, Нева демонстрирует герб России.
Мост Александра III архитекторы задумали невысоким, почти плоским, чтобы он не заслонял вид на Дом инвалидов с Елисейских полей. В результате он прекрасно вписался в окружающую панораму и стал жемчужиной парижской архитектуры.

9) Версаль

Сначала это был скромный замок Людовика XIII — почти охотничий домик, только размером поболее. Потом здесь так понравилось его сыну Людовику XIV, что он решил построить свою резиденцию. Размах королевский: на строительство ушло почти 11 тысяч тонн серебра. Сегодня Версаль набит туристами и экспозициями современного искусства. Ехать туда стоит на целый день — дворец огромный, парк необъятный, а очереди на вход просто потрясают.

10) Пантеон
Купол Пантеона, издали похожий на Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге, возвышается надо всем Латинским кварталом, как ему и полагается по статусу. В здешних стенах организован «коллективный мавзолей», где покоятся великие французы последних двухсот лет. Не случайно над выходом в Пантеон в камне высечена надпись «Великим людям благодарная отчизна» (Aux grands hommes la patrie reconnaissnte). Правда, иностранцам из сотни имен знакомы от силы десяток-полтора: Виктор Гюго, Эмиль Золя, Александр Дюма-отец, Пьер и Мария Кюри и др. Но они — это исключительно уважительный повод заглянуть сюда.

11) Сад Тюильри
Один из красивейших парков мира, разбит по приказу Екатерины Медичи. Все дороги от городских достопримечательностей ведут к нему — чтобы вы спокойно могли посидеть прямо на траве и подумать, куда двинуться дальше.

12) Замок Шамбор
Замок Шамбор – амбициозный проект короля Франциска I. Чтобы это понять – не обойтись без цифр. 24 года было королю, когда по его инициативе началось строительство охотничьего замка, ставшего в итоге монументальным сооружением. За 32 года пребывания на престоле Франциск провел в Шамборе всего 72 дня, и не увидел его в законченном виде.

Следующих за ним французских королей не сильно волновало заброшенное поместье. Масса работ здесь была проведена уже при Короле-Солнце – Людовике XIV. Грандиозное сооружение, получившееся в итоге, включает в себя 77 лестниц, 280 каминов и 426 комнат.

Историки убеждены в том, что проект замка принадлежит руке Леонардо да Винчи, которого Франциск привез из Италии. В частности, на почерк мастера указывает знаменитая двойная спиральная лестница.

В основе архитектуры Шамбора лежит схема укрепленной крепости Средневековья – донжон с четырьмя мощными угловыми башнями. Многочисленные дымоходы, расположенные на крыше, придают этому массивному сооружению элегантный вид.

13) Аббатство Мон-Сен-Мишель (Нормандия)
Гора Святого Михаила — так в дословном переводе звучит название этого острова-скалы. По преданию, именно здесь Архангел Михаил предстал перед епископом Авранша Обером, повелев ему возвести на скале храм. Епископ, не вполне уверенный в том, что правильно понял знамение, медлил. И лишь тогда, когда Архангел постучал ему по голове перстом, священник сообразил, что нужно начинать строительство.
Так на горе постепенно возникла не только церковь, но и поселение. Позже, уже в начале XI века, сюда пришли монахи-бенедиктинцы и основали тут аббатство. Как монахи в то время сумели возвести укрепленный монастырь, аккуратно вписав его в гору и оставив нетронутыми ее выступающие части – сегодня остается только гадать. Аскетичное строение из серого камня, с мощными стенами и массивными колоннами удивляет до сих пор.
Долго время аббатство являлось одним из главнейших центров паломничества в Европе. Но к моменту, когда началась Великая Французская революция, монахи из монастыря ушли. Помещения монастыря превратили в тюрьму. Так продолжалось до 1863 года. Благодаря ряду кампаний было решено провести реставрацию аббатства. Монахи вернулись в обитель в 1966 году. В настоящее время здесь постоянно живут и трудятся 50 монахов-бенедиктинцев.
Несмотря на то, что обитель действующая, в нее пускают как в музей. Для этого нужно преодолеть узкую, вьющуюся словно змея, улочку, по которой постоянно движется толпа туристов, а сувенирные лавки и рестораны манят раскрытыми дверями.